СТО Дилижанс заботится о своих клиентах.
Ваш вопрос?
Telegram
WhatsApp
FAQ
Опять злополучный «колдун». Вред или достоинство?
Опять злополучный «колдун». Вред или достоинство?

Компания «Дилижанс» уже много лет занимается ремонтом автомобилей концерна V.A.G. и накопила достаточно большой опыт работ различной сложности, используя высококвалифицированный инженерный персонал. На станции выполняются практически все виды диагностики и ремонта кроме ремонта кузовов и их окраски. Не является исключением и ремонт тормозных систем.


Наверное, не надо никому доказывать, что тормоза – один из главных факторов безопасности автомобиля и вмешательство в конструкцию тормозов категорически запрещено правилами дорожного движения. Тем не менее, некоторые владельцы автомобилей требуют от нас удалить из тормозной системы регулятор тормозных сил задней оси, называемый на водительском жаргоне «колдуном». Конечно, это не относится к автомобилям последних лет выпуска, где установлены современные антиблокировочные системы, в которых такой элемент просто отсутствует. Также понятно желание владельцев пожилых Фольксвагенов и Ауди сэкономить на ремонте и дорогостоящих запасных частях.

Я у себя в сервисе запрещаю удалять регулятор. Когда клиенты настаивают и говорят, что многие так ездят, машина лучше тормозит, педаль становится более «острой», я отвечаю, что некоторые люди годами не испытывают проблем, а вам может хватить одного случая неконтролируемого сноса задней оси, чтобы оказаться в кювете или, не дай бог, ещё дальше. При торможении, чем больше замедление, тем меньше усилие, прижимающее заднюю ось к дороге. Если пропорционально не уменьшать тормозную силу, то задняя ось заблокируется раньше передней и автомобиль потеряет устойчивость. Потеря устойчивости приводит к развороту и выезду за пределы дороги. Суть работы регулятора состоит в том, что при горизонтальном положении автомобиля тормозная сила задних колёс максимальная, а при интенсивном торможении давление в задних механизмах уменьшается. Следует заметить, что такие ремонтные работы, как замена пружин на высокие или амортизаторов на газонаполненные, часто требует дополнительной регулировки положения регулятора. Причина в увеличении дорожного просвета, на который регулятор отреагирует снижением тормозной силы.

У некоторых маломощных модификаций Гольфов первых и вторых а также Ауди 50 и 80 регулятор не устанавливался. Но, тогда диаметр поршней задних рабочих цилиндров был 14 мм, чтобы ни при каких условиях задняя ось не блокировалась раньше передней. При установке более мощного мотора, когда тепловая мощность тормозов потребовалась выше, конструкторы увеличили диаметр колеса, установили регулятор и увеличили задние цилиндры до 17 мм. Поэтому удаление регулятора правомочно только с заменой рабочих цилиндров на маленькие. Конечно, я готов согласиться, что упругие элементы регулятора делают педаль тормоза «ватной», да и надёжность с появлением дополнительных элементов страдает. Однако, курсовая устойчивость при экстренном торможении – настолько важный элемент безопасности, что все автопроизводители признают необходимость регулятора. Мы, кстати, когда маломощных автомобилей у нас обслуживалось много, имели периодически неприятные переговоры с Пунктами техосмотра. Они в силу устаревших инструкций не пропускали автомобили наших клиентов, если задняя ось не блокировалась на стенде.

Следующий аспект проблемы, который всегда надо иметь ввиду, так это тот факт, что в силу кинематики легкового автомобиля передние тормоза создают 80% тормозного усилия и рассеивают такую же долю энергии. На задние приходится только 20 %. Поэтому на заднюю ось при торможении ложится больше роль стабилизации, чем рассеивания энергии. Для сомневающихся могу предложить эксперимент. Нужно попытаться остановить автомобиль только стояночным тормозом, т.е. блокировкой задней оси. Конечно, должна быть достаточно широкая чистая асфальтированная дорога без транспорта в ближайшем окружении и скорость 40 – 50 км/час. Результат скажет сам за себя. Поэтому конструкторы давно отказались от раздельного привода тормозов (сохранился только на классических Жигулях) и перешли на диагональный. Чтобы в случае потери любого из контуров хотя бы одно переднее колесо могло тормозить.

В заключение, хочу посоветовать чаще проверять рабочую тормозную систему. Не только один раз в году на техосмотре, который многие из нас успешно избегают. Если будете у нас на сервисе по какой-либо причине, попросите, тормоза вам проверят на стенде. Мало кто из нас обладает навыками спортивного управления автомобилем, где блокировка одной из осей является способом маневрирования.

И, последнее. Я не считаю себя вправе заглядывать в кошелёк кому-либо. Тем не менее, я не понимаю человека, который перед прыжком с парашютом отрезает от купола повреждённые стропы и, с целью экономии денег, не устанавливает на их место новые. Может быть всё-таки лучше тогда не прыгать?

Статья в «Лучший выбор», апрель 2005